Схимонахиня Мария

Схимонахиня Мария, мать Преподобного Иосифа Волоцкого.

Вот уже многим более четырех веков общепризнанным Небесным Покровителем славного русского города Волоколамска является святой XV-XVI столетий – уроженец здешних мест преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сен-тября и 18/31 октября). Великий подвижник появился на свет в родовом волоцком селе Язвище около 1440 года в дворянской семье Ивана Григорьевича и Марины Саниных. Деда Ивана Григорьевича звали Александром Саниным, был он выходцем из Русской Литвы, около 1408 года прибыл на службу Волоцкому князю и получил от него вотчину – село Язвище.

Григорий Александрович Санин и его супруга в преклонном возрасте приняли монашество с именами Герасим и Ирина.

Среди ближайшей родни Иосифа насчитывается 14 мужских имен монашествующих (и лишь одно мирское) и 4 женских – все также монашеские.

Иван Григорьевич и Марина Санины имели четверых сыновей. Старшего назвали Иваном Ивановичем. Семи лет Ивана отдали в обучение старцу Крестовоздвиженского монастыря города Волоколамска Арсению Леженке, а уже с девяти лет юный Иоанн Санин стал читать и петь в храме.

Когда ему исполнилось 20 лет, он попросил родительского благословения на пострижение в монахи и через Тверь отправился к преподобному Пафнутию Боровскому, где 13 Февраля 1460 года принял постриг с именем Иосиф.

Преподобный Пафнутий родился около 1395 года в селе Кудиново, недалеко от Боровска.

В том же Боровском монастыре приняли монашеский постриг братья Иосифа – Вассиан и Акакий, а затем и племянники Досифей и Вассиан. После смерти преподобного Пафнутия Боровского 1 Мая 1477 года и по его завещанию игуменом Боровского монастыря был избран Иосиф, но два года спустя из-за какого-то нестроения он вернулся в Волоколамск и с разрешения князя Бориса Васильевича Волоцкого неподалеку от города на берегу реки Струги основал новую пустыньку.

Прп. Иосиф Волоцкий с братией за монастырскими трудами.

В присутствии князя Бориса 6 Июня 1479 года там была заложена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Успенская Пустынь вскоре разрослась в монастырь, где Иосиф стал игуменом.

Кормление голодающих прп. Иосифом Волоцким.

Во время прохождения послушаний пришло Иосифу на память, что отец и мать его остались в старости и немощи великой. После ухода Иосифа из дома отец его и мать остались старыми и немощными, вскоре отца разбил паралич. Узнав о случившемся, Иосиф рассказал об этом святому Пафнутию. Тот же повелел Иосифу иметь попечение о родителях и позволил взять отца его в свой монастырь. Иосиф взял отца своего, а матери написал грамоту, советуя постричься. Прочтя грамоту сию, мать его воскликнула со слезами: «Чадо мое возлюбленное, сотворю повеленное тобою». И постриглась она в монашество в обители святого Власия с именем Мария.

Отца же своего Иосиф взял к себе в келью; его постригли в иночество и нарекли имя Иоанникий. Отец Иосифа был в великой немощи, не владея ни ногами, ни руками. Иосиф ходил за ним и кормил его, будучи для него учителем, слугой и опорой, утешая его в унынии и читая Божественное Писание. Отец, видя его заботы, проливал слёзы и говорил: «Чем я тебе воздам, чадо? Бог наградит тебя за труды; не я тебе, а ты мне отец телесный и духовный».

15 лет преподобный служил отцу своему, слушаясь каждого его слова. Когда же отпустил он отца своего с миром ко Господу, то снова пребывал в послушании у святого Пафнутия. Полюбил его Пафнутий: всё, что открывал ему Господь, он рассказывал Иосифу, как возлюбленному сыну, и стал Иосиф сотаинником святого.

Мать преподобного Иосифа в 1460 году постриглась в древнем женском Волоколамском монастыре священномученика Власия Севастийского, подвизалась там тридцать лет, получила последнее напутствие от своего старшего сына – Успенского игумена Иосифа, почила и была им погребена в 1490 году.
О трапезе её стоит ли говорить! Хлеб (или ещё что-нибудь столь же непритязательное), вода; масла она почти совсем не вкушала, только чуть-чуть на господские праздники – в порядке разрешения. В милостыни не жалела и необходимого, а что касается осуждения ближнего, то не попускала того и в мыслях и не хотела слышать ничего такого даже краешком уха. В свободное время она занималась молитвой и рукоделием, обычно в тёмном доме, не зажигая огня. Впрочем, полное её благонравие далеко превосходит всё то, что о ней говорили.
Её глубоко чтил правивший городом князь Борис Васильевич, посылая ей дары со своего стола (а она всё раздавала нищим).

Однажды мать преподобного Иосифа пожелала его видеть, потому что от самого времени его пострижения лишена была сего утешения, и пришла даже за два поприща от монастыря в надежде на свидание; но Иосиф оскорбился нарушением правил, которые сам старался ввести в обители о недопущении в неё женского пола. Он послал сказать матери, чтобы возвратилась в свою келию, потому что не может видеть лица его в сей жизни, но завещал ей молиться, чтобы в будущем веке Господь сподобил их видеть друг друга в радости преподобных, и мать смиренно послушалась строгого слова сыновнего; скоро постигла её блаженная кончина. Сын её Елеазар, так же инок, пришел навестить болящую, и она начала просить у него мантии, чтобы ею облечься. Изумился Елеазар: «Для чего мантия изнемогающей на одре смертном?» Она же сказала ему: «Пришли за мною три Марии: Мария Магдалина, Мария Иаковля и Мария Египетская; разве не видишь, что они стоят около меня?» и к ним проговорила: «Иду с вами». Она несколько приподнялась и в том движении предала праведную Душу свою Богу в объятиях сыновних, последовав за соименитыми ей Мироносицами в жизнь вечную. Такова была блаженная кончина матери блаженного сына, и он воздал за сие хвалу Богу.
В день погребения её истомленного многими трудами тела было совершено отпевание, и гроб положили под помост церкви священномученика Власия.
В 1638 году Власьевский монастырь был приписан к Иосифо-Волоцкому монастырю и стал городским подворьем знаменитой обители, очевидно, с той поры обитель стала мужской.
В 1694-1696 гг. по благословению Святейшего Патриарха Адриана по прошению настоятеля Успенского монастыря архимандрита Николая над могилой схимонахини Марии возвели каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, который стал основным монастырским собором. Петропавловская церковь и въездные ворота были единственными каменными постройками на территории монастыря.

Видимо, в судьбе преподобного Иосифа Волоцкого день памяти апостолов Петра и Павла имел какое-то особое значение. На это косвенным образом указывает и то, что незадолго до возведения собора во Власьевском монастыре в самом Иосифо-Волоцком монастыре в 1679-1680-х годах над Святыми Вратами был устроен каменный храм апостолов Петра и Павла.
Власьевский монастырь Волоколамска просуществовал до 1764 года, тогда указом Екатерины II обитель была упразднена, а соборный монастырский Петропавловский храм стал, по одним сведениям, приходской церковью, а по другим – некоторое время оставался городским подворьем Иосифо-Волоцкого монастыря, но без собственного монастырского статуса.
В 1830 году уже к приходскому храму были пристроены приделы святого праведного Алексия, человека Божия и святого великомученика Георгия Победоносца. В 1886 году приделы были расширены по проекту почитателя древнерусского стиля – архитектора Сергея Ивановича Бородина (1832 – после 1894), небогатого помещика волоколамской деревни Холстниково. Надгробие над могилой схимонахини Марии (Саниной) было отреставрировано.
Над гробом матери преподобного Иосифа Волоцкого памятник был сложен из кирпича в виде гроба.

Каждый год 17 июля из Иосифо-Волоцкого монастыря сюда приезжал архимандрит с братией и совместно с церковнослужителями храма Петра и Павла совершал панихиду по матери великого русского святого. Этот обычай сохранялся вплоть до закрытия монастыря и Петропавловского храма при советской власти.
Несмотря на пристройки 1830-1880-х годов волоколамский храм апостолов Петра и Павла сохранил каменную основу XVII столетия и святыню XVI века – чтимую гробницу блаженной схимонахини Марии (Саниной).
До сегодняшних дней храм сохранился лишь в виде развалин.
Период самых больших разрушений церкви пришелся на 1930-е годы. Утварь Петропавловского храма была расхищена, внешнее и внутреннее убранство полностью уничтожено. Были снесены глава и колокольня. Пробита для гаражных ворот южная стена четверика, пристроены хозяйственные постройки.
В последние годы в храме было размещено столярное производство с мощными станками, вибрация которых разрушала здание. Кроме того, грубо нарушаются и другие требования законодательства об охране объектов культурного наследия – по мнению Минкультуры Московской области, памятник находится в неудовлетворительном состоянии. По имеющейся информации, в 2007 году сотрудниками муниципального предприятия при проведении работ для укрепления полов под станки была самовольно вскрыта, а затем залита бетоном могила схимонахини Марии, матери выдающегося церковного и общественного деятеля рубежа XV-XVI веков, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, преподобного Иосифа Волоцкого.

3 апреля 2015 года в администрации района состоялось подписание договора дарения (пожертвования) недвижимого имущества между компанией и местной религиозной организацией «Православный приход Богородицерождественского храма г. Волоколамска Московской области Московской епархии Русской православной церкви». Так благодаря совместной работе руководства района, мастерской и Волоколамского благочиния здание церкви Петра и Павла обрело свое исконное пристанище и предназначение.

Мы верим, что храм апостолов Петра и Павла в Волоколамске обретет новую жизнь. Собственник здания – Волоколамское производственно-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства (ВПТП РЖКХ) — передал его Русской православной церкви. Из бывшей столярной мастерской памятник архитектуры XVII века должен превратиться в место духовного притяжения жителей и гостей Волоколамска. Особенно символичным это событие кажется в свете предстоящего в этом году юбилея – 500-летия преставления преподобного Иосифа, игумена известного на всю Россию Иосифо-Волоцкого монастыря. Могила его матери находится как раз в Петропавловском храме Волоколамска.

1 ноября 2014 года у стен храма святых апостолов Петра и Павла в Волоколамске была совершена первая за 78 лет со дня его закрытия служба. Была отслужена панихида по матери преподобного Иосифа Волоцкого, схимонахини Марии, которая погребена в этом храме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тем самым восстанавливается многосотлетняя традиция совершения ежегодных панихид по матери преподобного, существовавшая в этом храме.

В 2015 году будет отмечаться 500-летие со дня кончины преподобного, и в Петропавловском храме бывшего Власьевского монастыря в Волоколамске намечено сделать несколько важных работ. Здесь установят поклонный крест и восстановят надгробие над могилой матери Иосифа Волоцкого.

Комментирование запрещено