Храм Божий свят.

«Храм Божий свят. И этот храм — вы»,
газета «Подмосковье сегодня», № 116 от 28.06.2018

«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы», — пишет апостол Павел (1 Кор. 3, 17). Эти слова особенно уместно вспомнить сегодня, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. Разрушить здание храма не только кощунственно, но и бессмысленно: во-первых, потому что через какое-то время на его месте, или рядом с ним, будет воздвигнут новый храм; а во-вторых, потому что мы, православные христиане, составляем живые камни Церкви Христовой – храма, который будет стоять до скончания века.

В полу Петропавловского храма Волоколамска – ямы и углубления: следы недавних археологических раскопок, необходимого этапа реставрации древнего памятника архитектуры. Археологам нужно выяснить, как был укреплен фундамент, где находится первоначальный уровень пола и, наконец, понять, какая жизнь царила здесь в прошлые века.

А в прошлые века на этом месте был Власьевский женский монастырь – один из семи в окрестностях древнего Волоколамска. О богатейшей духовной жизни этого края в XIII – XV веках говорит его культурный слой. Мы обнаружили около трехсот находок, относящихся к XIII-XV столетиям, — рассказывает ведущий сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Сергей Чернов. — Среди находок такие уникальные вещи, как стеклянный перстенек, какие привозились из Западной Европы, или замечательнейший энколпион XIII века — передняя створка креста-складня с изображением распятия. На сегодняшний день это древнейшая дата появления здесь монастыря. (подробно о раскопках здесь) (видео здесь)

Во Власьевском монастыре около тридцати лет до самой кончины подвизалась  мать преподобного Иосифа Волоцкого (+1515) схимонахиня Мария. После ее смерти преподобный возвел деревянную церковь апостолов Петра и Павла над ее могилой.

– Храм, построенный на кладбище, – обычное дело для того времени, — поясняет Сергей Чернов. — Мы обнаружили некрополь на метровой глубине от пола храма – фундамент был поставлен на мощнейшую присыпку. Найденные белокаменные надгробья — плиты, украшенные орнаментом «волчий зуб», характерны для первой половины XVI века. Это типичное кладбище, со слоем тлена, видимо, от сгнивших крестов.

Деревянный храм простоял больше столетия, но был сожжен во время польского вторжения. А в 1693-1696 годах по благословению патриарха Андриана на том же месте была возведена каменная церковь, ставшая собором Власьевского монастыря.

В XVIII веке, во время проведения секуляризации, то есть изъятию церковных земель в пользу государства, обитель была упразднена. Однако церковь, оставшись приходской, жила, а приход ее увеличивался. Поэтому в 1828 году по инициативе причта и прихожан настоятель храма священник Алексей Поспелов подал прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету об устройстве двух приделов: северного — во имя Алексия, человека Божия, и южного — во имя великомученика Георгия Победоносца. Они были выдержаны в первоначальном стиле храма, характерном для московской архитектуры конца XVII века.

Источник: http://sohranihram.ru/

Комментирование запрещено