Археологические исследования церкви Петра и Павла в г. Волоколамск.

Написание технического отчета планируется к 20 декабря 2017 г.

Настоящий предварительный отчет выполняется до завершения камеральной обработки материалов, датировки керамики и находок, детального анализа стратиграфии и интерпретации полученного материала. Он имеет целью дать общее представление о проделанной работе и сформулировать  выводы, которые получены на настоящий момент.

* * *

 

Археологические исследования для разработки проекта реставрации церкви Петра  и Павла в  г. Волоколамск в 2017 г. (Чернов С.З.)

Археологические исследования имели целью получение материала для разработки научного обоснования реставрационных работ по памятнику архитектуры церкви Петра и Павла 1693 — 1696 гг. в г. Волоколамск Московской области, а также выработку рекомендаций по обеспечению сохранности объектов археологического наследия, расположенных в зоне реставрационных работ.

Работы осуществлялись в соответствии с требованиями статей 28 — 32 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.

Объектами исследования являлись исторический культурный слой и некрополь Власьевского монастыря, а также архитектурно-археологические элементы, связанные с строительством церкви Петра и Павла .

В октябре 2017 г. был завершен полевой этап археологических раскопок, которые проводились по открытому листу № 1844, выданному Министерством культуры РФ на имя д.и.н. Чернова С.З. на проведение археологических раскопок на территории объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Апостолов Петра и Павла, 1693 — 1696 гг.» в зоне реставрационных работ по ул.Советская, д.28 в г. Волоколамск Московской области.

Работы велись по трем направлениям:

  1. Архитектурно-археологические исследования для изучения фундаментов храма, а также для понимания технологических особенностей его закладки и строительства. Автор Хворостова Е.Л.
  2. Археологическое исследование исторического культурного слоя и некрополя Власьевского монастыря периода Средневековья, включая научную фиксацию в соответствии с действующими требованиями. Авторы Чернов С.З., Лебедева Е.Ю.
  3. Антропологическое и микроэлементное изучение костных останков некрополя. Автор Гончарова Н.Н., Александровская Е.И.

Итогом работ явится выполнение  технического отчета с целью описания характера, датировки и сохранности исторического культурного слоя и некрополя Власьевского монастыря, а также подготовки рекомендаций по их консервации для учета данной информации при разработке проекта научной реставрации памятника архитектуры церкви Петра и Павла.

— 2 —

Топография возвышенности в районе церкви Петра и Павла

Церковь Петра и Павла расположена в юго-восточной части исторического посада г.Волоколамска, на левом берегу речки Весовки, левого притока реки Городни (приток р.Ламы) (рис. 1).
Церковь удалена на 620 м к юго-востоку от Воскресенского собора г.Волоколамска и на 400 м к западу от церкви Рождества Богородицы в Возмищах (1537 г.), которая до середины XVIII в. являлась собором Возмищского подгородного монастыря. Церковь Петра и Павла (рис. 2) расположена в центре возвышенности овальной формы (рис.3).
Абсолютная отметка этого места (в качестве репера был использован кирпичный пол XVII века Царских врат) равняется 174.61 в Балтийской системе высот. От апсиды храма в восточном направлении начинается склон к речке Весовке, которая протекает в 115 м (рис. 4). Над уровнем речки (166 м) церковь возвышается на 8,6 м. У подножья склона, в 37 м от апсиды церкви, был заложен шурф 7 (4 х 2 м) ориентированный перпендикулярно склону, примерно по линии запад – восток. Немного далее на восток (в 50 м от апсиды церкви) начинается пойма речки Весовки.
К северу от церкви ныне пролегает ул. Советская, бывшая Московская улица, которая была проложена вновь в ходе перепланировки города в конце XVIII – начале  XIX в. Эта улица отсутствует на плане города 1766 г. (рис. 5) и присутствует на плане 1830 г. (рис. 6). К северу и северо-западу  от церкви холм также имеет склон, более пологий, чем склон к Весовке. Горизонталь, отражающая уровень в 170 м над Балтийским морем, пролегает в 23 м к востоку от церкви и в 97 м к северу от нее. Несколько далее в направлении на север склон завершается тальвигом оврага, впадающего  в речку Весовку и отделяющего холм Власьевского монастыря от холма, на котором располагается храм бывшего Крестовоздвиженского монастыря.

— 3 —

К югу от церкви Петра и Павла относительно плоская поверхность распространяется на 35 м (горизонталь 176 м). Далее начинается резкий подъем возвышенности, которая достигает отметки 196 м над уровнем Балтийского моря в районе соединения Советского переулка, Нагорного проезда и парка Памяти.

И холм, на котором расположена церковь Петра и Павла, и господствующая над ней возвышенность, как формы рельефа имеют ледниковое происхождение и относятся к Гжатско-Рузской моренной возвышенности. Как показали данные бурения 2017 г., проведенного у южной и восточной стен церкви, культурный слой залегает на материке. Материк представлен коричневым суглинком, который  фиксируется с отметок  172.50 (у южного входа в церковь) – 171.50 (у апсиды). Мощность толщи суглинка колеблется от 3,6 м (западный вход в церковь) до 4,5 м (у апсиды). Верхний горизонт суглинка – мягкопластичный, нижний – тугопластичный, с прослоями песка. Под толщей суглинка залегают пески, которые, как и суглинки, по своему происхождению являются ледниковыми отложениями[1].

Топография церковного участка

Судя по историческим планам и фотографиям начала XX в., участок церкви Петра и Павла соответствовал существующему участку д. 28 по ул. Советская. Между тем до перепланировки города (в конце XVIII – начале XIX в.) и упразднения Власьевского монастыря (1760-70-е гг.) его участок имел значительно большие размеры. Они были установлены посредством наложения на современную геоподоснову плана Волоколамска 1766 г. (рис. 7). На востоке ( в сторону реч. Весовки), первоначальный церковный участок полностью включал участок дома 30 по ул. Советской (быв. Московской), а на юге  — участки домов 7, 9 и 11 по Советскому переулку. На север церковный участок распространялся на пространство, где в настоящее время располагаются дома 25 и 27 по северной стороне ул.Советской.

Таким образом, мы получаем возможность составить представление о границах возобновленного в 1693-1696 гг. Власьевского монастыря. Согласно ведомости 1734 года, во Власьевском монастыре тогда находились «церковь каменная…, колокольня и Святые ворота каменные, ограда и кельи деревянные»[2]. В монастыре проживало 5 монахинь с наместницей.

— 4 —

Судя по наложению планов (рис. 7) монастырь включал большую часть описанного выше холма. На востоке его ограда пролегала вдоль склона реч. Весовки, там, где сейчас проходит восточная граница усадьбы дома 30. От северо-восточного угла этого дворовладения, ограда монастыря пролегала на северо-запад,   вдоль тогдашней городской улицы, ведущей к Возмищской церкви (место моста через Весовку не изменилось). Возможно именно на этом участке ограды, там, где к улице выводил переулок от Крестовоздвиженского монастыря, и   располагались каменные Святые ворота. Впрочем, вопрос этот требует специального исследования.

Расположение  археологических шурфов

Археологические исследования, проведенные в сентябре-октябре 2017 г.,  включили 6 шурфов, которые были заложены  внутри (1, 4, 5, 6) и снаружи (2, 3) церкви Петра и Павла (рис. 8). Наиболее крупный по площади (3,5 х 3 м = 10,5 кв. м) шурф был заложен в северной части апсиды храма (рис. 9). Целью его было изучить культурные отложения Власьевского монастыря. В тоже время он дал ценную информацию о ходе строительства храма.

Три шурфа (2, 3 и 4) было заложено с целью изучить фундаменты церкви. Шурфом 2 изучен участок в районе примыкания северной апсиды храма 1694 – 1696 гг. и придела Алексея человека Божьего 1884 г. (рис. 15). Шурф  3 был размещен у северной стены придела Алексея человека Божьего (рис. 16).  Шурф 4 был локализован в северо-западном углу трапезной 1694-1696 гг.(рис. 17-19). Он дал возможность изучить фундаменты трапезной и, одновременно, прояснить стратиграфию участка, отстоящего на 20 м от  апсиды церкви.  Шурф № 5, в северо-западном углу трапезной, близ северного столба, открыл участок пола храма 1694 – 1696 гг. в районе предполагаемой раки Марии, матери преп. Иосифа Волоцкого (рис. 36, 37). И. наконец шурф 6, у северной стены придела Алексея человека Божьего 1884 г. обнажил фундаменты раннего придела того же наименования, который был возведен  в 1827 – 1831 гг. тщанием священника Алексея Семеновича Поспелова (+ 4.11.1832) и разобран в 1884 г.

— 5 —

Архитектурно-археологическая характеристика фундаментов по данным шурфов 2, 3, 4

В ходе архитектурно-археологический исследований установлено следующее.

Фундаменты объема конца XVII в., обследованные в шурфах № 2 (на стыке северной апсиды и придела 1884 г. – рис. 14, 15) и № 4 (в интерьере храма у западной стены – рис. 17 — 19), выполнены из булыжников и валунов с небольшим количеством вставок белокаменного бута (шурф № 4), положенных в фундаментные рвы с соблюдением порядовки. Каждый ряд валунной кладки перекрывался выравнивающим слоем кирпичного щебня, пролитого в верхней части фундаментов известковым раствором. Глубина заложения фундамента апсиды (отметка низа максимум -272 см) была больше, чем фундамента западной стены основного объема (отметка низа максимум -204 см), что, видимо, было обусловлено необходимостью опоры подошв фундаментов на материковый суглинок, перекрытый в восточной части храма большим количеством отложений культурного слоя (рис. 14).

Основания пристроек XIX в. были вскрыты в шурфах № 3 (у северной стены северного придела – рис. 16) и в шурфе № 2 (на стыке с северной апсидой – рис. 14). Под выравнивающим рядом грубо отесанных белокаменных блоков они составлены практически одним кирпичным щебнем на извести по всей вскрытой глубине (шурф № 2) или небольшой примесью известкового раствора лишь в верхней части (шурф №3). Отметки низа фундаментов не выявлены, максимальная отмеченная глубина заложения располагается на уровне -229 см (шурф 2 – рис. 14).

Шурф  7 у основания холма  Власьевского монастыря

В связи с тем, что параллельно с работами в храме Петра и Павла МОАЭ ИА РАН вела, по просьбе городской администрации, обследование на трассе канализационного коллектора, в 37 м к востоку от апсиды церкви Петра и Павла, на отметке 138 м был заложен шурф 7 (4 х 2 м), который позволил составить представление о культурном слое на прилегающей к храму территории берега Весовки (рис. 3, 10, 11).

— 6 —

Как показали раскопки у подножья холма имеется  культурный слой  мощностью от 1,4 м до 0,8 м, который выклинивается в направлении к пойме (см. профиль на рис. 12). Культурный слой смешан в ходе делювиальных процессов, однако четко делится на два периода: древнерусский и XVIII в.  К периоду Средневековья относится фрагмент  цилиндрического замка, ножи,  костыли и  гвозди (в том числе с плоскими шляпками) и  фрагмент пода глинобитной печи.  ХVIII — XIX в. датируется  ножка керамической игрушки – «конника», бронзовая пуговица и свинцовая товарная пломба.

Керамический материал был подвергнут типологической классификации (прил. 1).  В раннем комплексе керамики четко выделяется группа, включающая лепную (2,7%), раннегончарную (19%) и курганную посуду из белой глины (24,3%), которые могли сосуществовать в пределах последней четверти XI в. (подтверждается присутствием  лепной керамики) — первой половины XII в. Вместе они образуют половину материала (46 %).

Следующий по времени комплекс включает курганную керамику из красной глины (33,3%), серую (5,4%) и трудноопределимую керамику, которая может быть отнесена как к курганной, так и к серой (15,3%). Вместе они составляют 54 %. Присутствие серой керамики как будто дает основание датировать весь этот материал второй половиной XII в. Следует, впрочем, заметить, что часть курганной и неопределенной керамики вполне могла быть изготовлена и в пределах первой половины века. Всего древнерусской керамики было встречено 110 фрагментов.

Таким образом, шурф 7 показывает, что холм, на котором возник Власьевский монастырь, был заселен не позднее конца XI века, то есть в период новгородского княжения Мстислава Великого сына Владимира Мономаха  (1086 – 1095, 1096 — 1117 гг.).

Жизнь на склоне холма возобновилась лишь в XVIII в.  Сопоставление поздней керамики из шурфа 7 (всего найдено 1030 фрагментов) (прил. 1) с закрытыми комплексами керамики XVIII в., известными в настоящее время (прил.  2), показывает, что она отражает жизнь усадьбы, существовавшей на протяжении довольно ограниченного периода времени. Небольшой процент белоглиняной керамики (7,4%) свидетельствует о том, что мы имеем дело с периодом после завершения эпохи доминирования белоглиняной посуды в первой половине XVIII в. (см. Табл. 2. Водосток 1718 – 1724 гг. — 46,7 % белой керамики). Чернолощеной керамики в шурфе 7 весьма много (28%), но несколько меньше, чем в слоях таверны («фартины»), помещавшейся в Раскате на Красной площади в 1730 – 1785 гг. (Табл. в среднем 50%). Поскольку в шурфе 7 доминирует красноглиняная гладкостенная керамика (57%) наиболее близким ему по составу комплексом следует признать комплекс из постройки у Хотькова монастыря (датируется по монетам 1798 – 1801 гг. Павла I), в которой найдено 76 % такой керамики и 15% чернолощеной. Поскольку в шурфе  7 соотношение данных типов равно 57% — 28% можно полагать, что хозяйственная деятельность на усадьбе, располагавшейся у подножья холма церкви Петра и Павла, началась в 1770-1780-е гг. (в период доминирования чернолощеной керамики) и продолжалась в 1790- 1800 — е  годы, когда на городских усадьбах появляется фаянс и фарфор (1,3%).

— 7 —

Шурф № 1 в апсиде церкви Петра и Павла  

Шурф 1, представлявший собой фактически рекогносцировочный раскоп площадью 10,5 кв. м (рис. 9, 20), позволил привести в известность никогда ранее не исследовавшийся исторический культурный слой Власьевского монастыря, а также изучить отложения, связанные со строительством храма Петра и Павла. Это стало возможным благодаря нескольким обстоятельствам. Во-первых,  алтарь церкви не был затронут хозяйственной деятельностью 1930- 2000 -х гг. в период функционирования пекарни и столярного цеха. Во-вторых в период строительства храма в 1694  — 1696 гг. вторжение в культурный слой предшествующего времени ограничилось лишь копкой рвов под ленточные фундаменты. За их пределами культурный слой не только не затрагивался, но и был законсервирован засыпкой.

Раскоп был заложен таким образом, что его границы соприкасались лишь со стеной  северной  апсиды и пилоном, отделяющим северную апсиду от центральной. Благодаря этому раскоп имел три полноценные профиля, из которых западный оказался наиболее информативным (рис. 21, 22).

Верхний слой. Как свидетельствует западный профиль раскопа, верхний метровый пласт культурного слоя был сложен залегающими горизонтально слоями темно серой и черной супеси с тонкими прослойками  извести. В этом слое обнаружена 101 находка и около 2 000 фрагментов керамики.

Керамический материал идентичен во всех 5 пластах, которые соответствуют верхнему слою. Это  показывает, что данный слой представляет собой не залегающие In situ отложения, но засыпку, которая происходит из фундаментных рвов и  нивелировок, произведенных на участке строительства церкви 1694 – 1696 гг. Керамический материал отражает три хронологические этапа существования памятника.

— 8 —

Первый этап маркируется сочетанием лепной славянской керамики конца XI в. с раннегончарной посудой, характеризующийся орнаментами в виде штампа и многорядной волны, и с курганной керамикой, выполненной из белой глины. Лепная керамика бытовала в XI в. параллельно с раннегончарной и вышла из употребления на рубеже XI / XII веков. В качестве характерного закрытого комплекса керамики этого периода можно указать на яму 20 селища Болшево-3 на верхней Клязьме[3].

Раннегончарная посуда и керамика из белой глины совместно бытовали в первой половине XII в.  Эти типы керамики совстречаются на ранних древнерусских поселениях Московского региона, таких как Дьяково-пойма и яма 31 селища Болшево-3[4].

Кроме того обнаружена типичная древнерусская  керамика второй половины XI – XIII в, которая характеризуется формами, известными по подмосковным курганам[5].

Серая и красноглиняная керамика XIII – XIV вв. представлена отдельными формами, тем не менее, судя по присутствию ранних вариантов орнаментации «косая волна», в этот период поселение продолжало существовать.

Следующий этап керамического производства представлен значительным количеством керамики. В материалах из 1-5 пластов доминирует красноглиняная гладкая ранняя и красноглиняная гладкая керамика. Она сочетается с небольшим количеством белоглиняной грубой, чернолощеной и ангобированной керамики – сочетание типов,   которое характерно для закрытых коплексов второй – четвертой четвертях  XV в.[6]

Средний слой. Верхний слой отделяется от среднего четко читаемой прослойкой, связанной со строительством храма 1694-1696 гг., которая примыкает к стене северной апсиды на отметке -100 см (рис. 21, показан красным цветом, рис. 22), там, где кирпичная кладка сменялась фундаментом, сложенным из валунов (рис. 23). Таким образом, можно заключить, что после открытия фундаментных рвов в них был заложен фундамент из валунов, на котором возведена нижняя часть кирпичной кладки. Затем вынутый из рвов грунт был распределен внутри возводимых стен  в виде подсыпки, которая компенсировала падение уровня естественной поверхности холма, имевшего склон на восток и на север. В результате была создана искусственная горизонтальная поверхность на отметках — 3-8 см от принятого за нулевую отметку уровня пола в Царских вратах (Балтийская отметка 174.61) (рис. 21).

— 9 —

Здесь следует отметить, что уровень пола в шурфе 4 у северо-западного угла трапезной составлял -22 см от нулевой отметки (рис. 17).

Ниже строительной прослойки 1694-96 гг. залегало два слоя ранней подсыпки (верхняя серая супесь и черная супесь с известью) (6-й и верхняя часть 7-го пластов), которые, по всей видимости, были произведены в самом начале строительства и накрыли  поверхность старинного кладбища, которая существовала к 1694 г.

Поверхность земли на момент закладки храма и создание подсыпки.
Дневную поверхность кладбища отражают три белокаменные плиточные надгробия, которые были зафиксированы на отметках -135 см (плита 1 – см. ее в профиле на рис. 21) в западной части раскопа и на отметках  — 159 см (плита 2 ) и -152 см (плита 3) – в восточной его части.

Для сравнения следует отметить, что в шурфе 4, который был расположен  в 15 м к западу от западной стенки шурфа 1,  поверхность некрополя находилась на отметках -120 – 130 см, то есть немного выше, чем в районе алтаря (шурф 1). В свою очередь надгробия, располагавшееся за алтарем, в шурфе 2, в  4 – 5 метрах к востоку от плиты 1,  зафиксированы на отметках -191 и 211 см, то есть на полметра ниже, чем плита 1.

Эти данные показывают, что  разница уровней поверхности кладбища на начало строительства в западной и восточной частях строившейся тогда церкви составляла порядка 20 см. Более заметное падение (на 50 см) имело место в районе закладки восточной стены. Следует, впрочем, учесть, что некоторые белокаменные надгробия  к 1694 г. уже  покрывала земля.

Таким образом, мощная подсыпка, которая в районе апсиды составляла 1,3 м, была обусловлена как стремлением выровнять поверхность, имевшую уклон к востоку, так и задачей приподнять уровень пола храма над поверхностью земли.

— 10 —

Археологические данные могут быть сопоставлены со свидетельствами письменных источников. В книгах Патриаршего казенного приказа пустовых церковных оброчных земель под 146 (1638) годом сообщается: «Съ церковные земли Власьевскаго монастыря съ огородца на посадскихъ людехъ на Гаврилк± Герасимов± съ товарищи оброку дв±  гривны и Iюня въ 14 день те деньги платилъ староста попх Никита» (Дворцовый приказ.  Кн. 6. с. 145). Затем церковная земля отдавалась на оброк разным лицам[7]. Таким образом, после смутного времени и до возобновления монастыря в 1690-е годы местность представляла собой пустовую церковную землю. Как свидетельствуют  приходная книга Патриаршего казенного приказа « в 203 г., декабря 10», то есть 10 декабря 1694 г. «по челобитью Волоколамскаго  Iосифова монастыря… построена на сей земл± надъ гробомъ  матери преподобнаго отца Iосифа схимонахини Марiи церковь каменная во имя св. апостолъ Петра и Павла, и съ сей земли оброчныя деньги вел±но сложить…»[8].

Археологические данные свидетельствуют, что на пустовой церковной земле располагалось  кладбище, на котором хоронили до смутного времени.

Некрополь Власьевского монастыря.

Хотя раскрытые участки некрополя пока невелики (18,5 кв. м), они позволяют представить характер этого памятника там, где в 1994 г. были заложены апсиды храма (шурф 1), в 1,5 – 3,5  м к востоку, в начале склона к речке   (шурф 2) и в 13-15 м к западу (шурф 4). Везде фиксируется резкий переход от насыпных отложений к коричневому суглинку, который по присутствию мелких обломков костей интерпретируется как могильный перекоп (рис. 21, 22). На вскрытой площади не удалось обнаружить ни одного участка сохранившегося In situ культурного слоя, который был пробит могильными ямами. Однако присутствие в верхнем слое могильного перекопа керамики и находок дает представление об этом ныне переработанном культурном слое и позволяет относить завершение его формирования к середине – третьей четверти XV века.

— 11 —

Надгробие белокаменные плиточные.

Надгробие 1 (более 115 х 48 х 10 см), найденное с северо-западной части шурфа 1. Плита залегает In situ и ориентирована по линии ЗЮЗ-ВСВ. Плита подверглась разрушению. Центральная ее часть утратила поверхность (рис. 24). Оглавие сохранило поверхность и часть надписи, при утрате верхней и правой частей (рис. 26). По левому контуру плиты нанесен мелкий треугольчато-выямчатый орнамент («волчий зуб»). От верхней полосы сохранилась лишь часть выступающего «солнца». В нижней части сохранившегося фрагмента от  орнаментальной полосы, идущей по левому контуру плиты,  отходит полоса, ведущая к центральному «солнцу». Внутри верхнего контура обрамления имеется вторая полоса треугольников, ориентированных острыми концами наружу.
В центре верхнего контура орнаментации читается надпись:

1 строка    «Л±т  u
2 строка    МЦ (под титлом)  Ъ   ИЮ
Надпись расшифровывается : «Лета 7…  Месяцъ Ию(ня) (или ию(ля))»

Из надписи видно, что кончина захороненного совершилась после 1 сентября 1492 г., поскольку дата начиналась с 7 тысяч. К сожалению, правая сторона оглавия, вместе с буквами, обозначавшими десятки и единицы, не сохранилась. Поэтому мы не имеем возможности узнать год захоронения.

Надгробие 2 (более 50 х 40 х 8 см) сохранилось лучше (рис. 27, верхний снимок). Оно также залегает in situ, в 1,6 м к ЮВ от плиты 1. Ориентировано ЗСЗ-ВЮВ. В раскоп вошла западная половина плиты (оглавие и центральная часть). В центральной части плита расколота пополам, видимо, под давлением земли. Поверхность надгробия сохранилась без утрат. По верхнему, правому и левому контурам плиты нанесен мелкий треугольчато-выямчатый орнамент («волчий зуб»). Особенностью данной плиты является то, что  верхняя полоса орнамента не переходит в боковые, но простирается вплоть до краев плиты. К этой полосе примыкает полукруглое  «солнце», обрамленное треугольниками. В средней части надгробия сохранились орнаментальные  полосы – тяги, выполненные также из «волчьего зуба», которые ведут к центральному «солнцу». Внутри верхнего контура обрамления имеется вторая полоса треугольников, ориентированных острыми концами наружу. Поле в верхней части плиты, расположенное внутри орнаментального контура и предназначающиеся для надписи, не имеет утрат, и лишено каких-либо признаков надписи. По характеру орнаментации (мелкий «волчий зуб») надгробие может быть датировано концом XV – первой половиной XVI в.

— 12 —

Надгробие  3. Зафиксирована в 30 см к югу от плиты 2. Надгробие 3 (более 67 х 40 х 8 см) относится к восточному ряду захоронений, который остался почти полностью за пределами исследованной зоны (собственно некрополь копался на площади 2,2  х 2 м). Оглавие погребения, над которым была положена плита 3, вошло в пределы раскопа в виде черепа и верхней части грудной клетки (погребение 11 – рис. 28). Плита расколота пополам, видимо, под давлением земли. Поверхность плиты сохранилась без заметных утрат и не несет надписи и орнамента.

В шурфе 2, заложенном  к востоку от апсиды храма, обнаружено еще два белокаменных плиточных надгробия.

Надгробие 4 (более 45 х 31 х 10 см) зафиксировано восточной части и уходит в восточную его стенку. Открыта большая часть плиты. Она выполнена из довольно редкого для раннемосковских надгробий типа известняка, который  имел поверхность, испещренную кавернами. Из-за твердости этого камня, который был труден в обработке, его поверхность осталась неровной. Она лишена орнаментации и надписи.

Надгробие 5 (67 х 37 х 9 см) зафиксировано в северо-западной части шурфа и ориентировано по линии ЗСЗ-ВЮВ. Сохранилась центральная часть плиты и изножие. Оглавие отломлено. Поверхность плиты, видимо из-за мягкости камня, размыто водой. Тем не менее, достаточно четко читаются следы треугольчато-выямчатого орнамента «волчий зуб» (рис. 27, нижний снимок). Сохранилась орнаментальная полоса по контурам плиты, а также три тяги, сходящиеся у «солнца» в центральной части плиты.

После открытия в шурфе 1 горизонта, на котором залегали белокаменные надгробия, раскоп был сужен до размеров 2,2 х 2 м. Это было сделано по нескольким соображениям.  Во-первых, хотелось сохранить надгробия  XVI в., залегающие In situ, как маркер уровня древнего кладбища. Во-вторых, продолжение раскопа на полной площади создавало угрозу обрушения стенок. Для изучения нижнего горизонта была избрана юго-западная часть первоначального шурфа с тем, чтобы опустить до материка наиболее информативные западный и южный профили.

Как показали дальнейшие раскопки (пласты 9  — 14) этот уменьшенный в размерах шурф накрыл две большие могильные ямы, которые включали  погребения «центрального» ряда некрополя. Кроме того в раскоп попали края оглавий погребений  «восточного» ряда (черепа погребений 1 и 11), который плотно примыкал к центральному. К западу от центрального ряда были прослежены следы изножий «западного» ряда могил, который также плотно примыкал к центральному. Центральный ряд включал «северную» и «южную» могильные ямы.

— 13 —

В «южной» могильной яме на глубине -220 или 90 см от дневной поверхности некрополя были зафиксированы лежавшие рядом, но в отдельных гробах (колодах), погребения подростка и ребенка (рис. 29). Непосредственно под ними на отметках -240 или 110 см от дневной поверхности некрополя было открыто погребение 10 в деревянной колоде с прихороненным черепом (из потревоженного во время копки могилы погребения). Череп самого погребения 10 был смещен в результате того, что оглавие погребения 10 было задето изножием могилы западного ряда. Таким образом, выстраивается следующая последовательность захоронений. Вначале на глубине 110 см от поверхности было совершено погребение 10 взрослого человека, затем его затронуло погребение западного ряда. Позднее в могильную яму погребения 10 было совершено парное погребение подростка и ребенка на глубине  90 см.

«Северная»  могильная яма читалась не столь отчетливо и в ее заполнении присутствовали разрозненные фрагменты костей. На отметках 230 – 260 см  открылись следы деревянной колоды. В ее изножии и по бокам были сосредоточены прихороненные кости и 5 черепов от погребений, которые были разрушены при закладке этой глубокой могилы. И, наконец, на отметке -270, или в 140 см от поверхности некрополя, было обнаружено погребение 13 взрослого  мужчины, череп которого уходил в западную стенку раскопа.

Таким образом, раскопки свидетельствуют о рядности захоронений и чрезвычайно плотном их расположении, а также о практике захоронений в старую могилу. Само по себе это говорит о том, что захоронения совершались на протяжении довольно значительного периода.

Среди находок, сделанных в могильных ямах, преобладают гвозди, скреплявшие гробы. Найдены фрагменты красноглиняной гладкой и чернолощеной керамики а также пуло (на определении), которые свидетельствуют  о том, что могилы пробили слой отложившийся в начале распространения чернолощеной посуды, то есть в пределах 2-й – 3-й четвертей XV в.

— 14 —

Вопросы датировки древностей Власьевского монастыря.
Изложенные выше предварительные данные показывают, что до получения радиоуглеродных датировок костных останков, кладбище, в той его части, которая была подвергнута раскопкам, можно датировать последней четвертью XV – серединой XVI  в.  Кладбище пробило несколько более ранний монастырский слой, который датируется  серединой – второй половиной XV века, то есть временем до массового распространения белоглиняной грубой керамики. На эту же дату указывают и тверские пуло.

Необходимо отметить, что изложенная выше археологическая реконструкция относится к участку в районе апсид храма Пера и Павла. Она  должна быть дополнена данными, которые мы можем почерпнуть из анализа артефактов, происходящих из верхнего слоя, сформировавшегося в результате извлечения культурного слоя на значительной площади возвышенности, в зоне строительства каменного храма. Этот материал, как уже отмечалось, содержит:

1) сочетание лепной славянской керамики конца XI в. с раннегончарной посудой орнаментированной штампами и многорядной волны, а также с курганной керамикой, выполненной из белой глины последней четверти  XI в. – начала XII в.
2) сочетание раннегончарной посуды и керамики из белой глины первой половины XII в.
3) типичную древнерусскую  керамику второй половины XII – XIII в.
4) серую и красноглиняную керамику XIII – XIV вв. с  ранними вариантами орнаментации «косая волна».

Таким образом, за пределами монастырского некрополя можно предполагать наличие древнерусского культурного слоя, а также отложений XIII-XIV вв. Поскольку постройки этих периодов пока не изучены, мы не можем судить о том, какие исторические реалии стоят за этими материалами. Часть из них может отражать домонастырское поселение, а часть – ранний этап существования монастыря (включая его ранний некрополь).

Данные темы, чрезвычайно важные для понимания ранней истории Власьевского монастыря, могут быть освещены лишь с помощью проведения раскопок широкой площади. В тоже время уже сегодня в нашем распоряжении имеется находка, которая отражает ранние этапы церковной жизни на этом месте. Речь идет  о лицевой створке бронзового энколпиона с изображением Спасителя (находка № 46. Пласт 4, кв. 2 -91 см) (рис. 32, 33), которая была обнаружена в верхнем насыпном слое шурфа 1.  Створка энколпиона  (80 х 48 мм) несет изображение Христа на кресте с выделением широкой поперечной перекладины крестного древа и широкой верхней перекладины. Христос изображен с прямым торсом, прямыми руками и ногами и чуть склоненной головой. На верхней перекладине креста читается «IC ХC».

— 15 —

По типологии Г.Ф.Корзухиной – А.А.Песковой крест принадлежит к группе энколпионов с высоким рельефом типа 1 с изображением Распятия (лицевая створка) и Богородицы (оборотная створка) с поднятыми руками и повернутой влево (Агиосоритисса). Аналогии Петропавловскому кресту происходят из Южной Руси (Княжая гора и Сахновка Каневского уезда, Василев, Вышгород), Новгорода, Ростова Великого, а также из археологических раскопов в Друцке и Торопце, где они по сопровождающим находкам датируются XIII веком[9]. Иконография Богородицы – Агиосоритиссы (Заступницы) появляется в искусстве Византии в годы правления императора Мануила I Комнина (1143 – 1180). Каменная иконка с изображением Богоматери-Агиосоритиссы была найдена на Шепетовском городище (древнем Изяславле)  в ходе раскопок М.К.Каргера и была датирована рубежом XII-XIII в., что отражает начало распространения этой иконографии на Руси[10].

Присутствие столь раннего креста в культурном слое или одном из погребений  Власьевского монастыря, свидетельствует о том, что церковная жизнь  на этом месте началась не позднее  XIII-XIV вв.

Подводя итог предварительным результатам археологических исследований, следует сказать, что при всей ограниченности площади изученных участков, они показали беспрецедентную ценность археологических древностей этой обители. Власьевский монастырь может рассматриваться вместе с древнейшими монастырями Волоколамска – Крестовоздвиженским и Ильинским [11]– в качестве обителей, которые стояли у истоков церковной жизни Московского края.

_____________________

[1] Технический отчет. Инженерно-геологические изыскания на объекте: «Московская область. Г. Волоколамск, ул. Советская. 28. Церковь Св. Петра и Павла /  ООО «ИнжГеоДриллинг». М., 2017. Л. 4-5.

[2] РГАДА. Ф. 1192. Оп. 3. Д. 14. Л. 4 об.

[3] Чернов С.З., Волков И.В. Болшево-3 – древнерусское поселение XI века на верхней Клязьме // Археология Подмосковья. Вып. 5. М., 2009

[4] Чернов С.З., Волков И.В. Постройка первой половины XII века селища Болшево-3 на верхней Клязьме (яма 31) //  Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 6. М., 2010. С. 139 — 163

[5]  Равдина Т.В. Керамика из датированных погребений в курганах Подмосковья // Московская керамика. Новые данные по хронологии. М., 1991.

[6] Чернов С.З. Двор с монетными весами в д.Власьевской близ Звенигорода: «другой» XV век  // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 13. М., 2017. С. 309 – 345

[7] Холмогоровы В и Г.   Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вт. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины. М., 1996. С. 8.

[8]  Там же.

[9] Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии XI-XIII вв. СПб., 2003. С. 97- 101.

[10] Там же. С. 98.

[11] Волоколамский патерик // Древнерусские патерики. / Издание подготовили А.А.Ольшевская и С.Н.Травников. М.:Наука, 1999. С. 81-82.

— 16 —

 

Церковь Петра и Павла на карте Волоколамска

Церковь Петра и Павла 1696 г.

Петр и Павел Вид с юга

Раскопки у подножья холма церкви Петра и Павла

Архитектурно-археологический шурф

Поверхность кладбища 16 века на метровой глубине

Белокаменное плиточное Надгробие-1

Белокаменные плиточные надгробия 2 и 4

Находки на некрополе — Пула медные монеты 1485-1505 гг.

Находки

Крест складень найденный в раскопе в апсиде Петра и Павла

Богородица-Агиосоритисса, помещенная на складнях этого типа

Перенос Волока Ламского Ярославом Мудр

Власьевский и другие Волоцкие монастыри на Плане города 1766

Поход Ольгерда-1

Валы города Волоколамска

Архивное фото и современный вид из трапезной в храм

Освоение западной части Волго-окского междуречья в 11 веке

Совладение Новгорода и Суздальских князей на Волоке

Старый Волок на карте окологородных станов Волока ламского 15 века

Печать 1 из Лудиной горы

Печать 2 из Лудиной горы

Расширение Суздальской земли и трансформация Древнерусского государства

Комментирование запрещено